2009 год, осень, второй курс на факультете Графического дизайна в СПбГУТиД, сейчас уж и не помню во что его переименовали, от старого ВУЗа ничего не осталось.. Весь наш поток был открыт новым свершениям, новым эмоциям, мы так любили задачи с реальной публикацией, когда наши работы висели на улицах города, кайф. Но, как оказалось, все совсем не так, и вовсе нет никакой магии в этих моментах.. Как тогда бы сказали “невкусно”.

Придется начать с того, откуда вообще взялась моя склонность к графике, к модульной сетке, верстке (читай, многостраничной верстке, а не программной, два абсолютно разных процесса и навыка). Каждый человек в моем понимании изначально с малых лет склонен к тем вещам, которые ему даны природой и хорошо получаются. Да, безусловно, высококлассный специалист проходит определенный путь, чтобы отточить свое мастерство, но все люди, “болеющие” своим делом нет-нет, да и делали что-то похожее в детстве, неосознанно, и не всегда заметно для окружающих.

Я любила расставлять предметы на столе перед собой по определенной схеме. Наверняка, многие из вас так делают и сейчас. Прямоугольные предметы типа книг служили внешней границей для рисуемой только в моей голове зоны, куда структурно и блочно раскладывались и другие предметы. Со стороны, не понимающим этого занятия людям, это наверняка казалось странным)) Но, когда я замечала это у студентов, которым ассистировала, будучи на четвертом курсе своего же факультета, то с заботой внимательного преподавателя я замечала, что вот у этого ребенка точно получится в дизайне абсолютно всё. Ведь видеть невидимую другим структуру из предметов и их деталей – это важнейшая из задач графического дизайна. Показать наглядно другим связь иногда “несвязуемых” объектов. Создать нужный образ из минимального количества фрагментов. Ничего лишнего, только суть.

Художественная школа

Когда-то я училась в 160 школе на Металлистов в Питере, в которой у меня появилась подруга Ксюша. Ксюха была очень размеренным человеком, она любила использовать разного цвета ручки для разных подзаголовков в тетрадях, любила красивые тетради, и я потянулась к ней в том числе и из-за этого. Ксюша ходила в художку, как мы тогда это называли. Это была Художественная школа на Некрасова, но мне было тогда это не особо интересно. Как-то летом у них между первым и вторым годом обучения в этой художке был пленер в Летнем саду, куда и я поехала за компанию, от нечего делать.

Когда преподаватель увидела, что я сижу без дела (хотя меня никто и не знал), дала в руки акварельный лист и попросила писать вместе со всеми, чтобы не отвлекать людей от работы.. Ну и я намалевала. И меня взяли экстерном на второй год обучения.. Что там разглядели тогда преподаватели – для меня загадка, я вообще к любому виду красок очень спокойно отношусь, карандаш я люблю больше. Но разглядели что-то, за что огромное преподавателям Спасибо. Нам давали лепку, даже как-то мне разрешили поработать на гончарном круге, но это куда сложнее, чем кажется. Нам также давали живопись, рисунок. У нас была великолепная преподаватель по живописи, она давала нам основы цветопередачи, учила видеть цвет там, где его на первый взгляд нет. И она же учила меня останавливаться вовремя, чтобы от непонимания не загубить свои работы излишними “доработками”. В художке я отучилась не до конца, ушла на подготовительные курсы при своем будущем университете.

Курсы на Пестеля и вступительный экзамен

Подготовительные курсы были двух типов: на год и на два. Все считали их “публичной взяткой”, но потом оказалось, что это совсем не так, пройденные даже два года курсов не гарантировали нам поступление в универ без общего конкурса.

На курсах была просто сказка, экзаменов по сути нет, на первом году не было даже информационных занятий, только практические. В основном пропедевтика, введение в специальность. Но тогда я не знала о графическом дизайне ничего. Я лишь четко знала, что хочу пойти на дизайнера интерьеров! И слушать никого не хотела, когда меня уверяли, что мне не хватает усидчивости, концентрации, что я слишком эмоциональна для чертежей и отмывок. Но видимо так должно было случиться. Родители были не против, я проходила курсы и готовилась к поступлению на Факультет дизайна пространственной среды – по сути архитектура и проектирование.

Не многие знают, что дизайн интерьера это даже не полная профессия, кроме интерьера настоящий архитектор выстраивает и само здание, знает эргономику, сопротивление материалов, высшую математику, в конце концов. Отучиться на курсах, чтобы расставить предметы в комнате – это ерунда, не работа это

На курсах было весело, там я познакомилась с Даринкой. Дарина благополучно закончила курсы и поступила в другой ВУЗ на архитектуру и закончила, став на сегодняшний востребованным архитектором, вот ее сайт, который делала я,

https://dk.studio (моя часть работы – интерфейс и макет, верстал и собирал сайт программист, с которым я сработалась за последние полтора года. Шах, тебе дань отдам в другой статье).

На курсах не единожды мне говорили, что у меня есть “видение пятна”, что мне надо в рекламу, на графику, что архитектором я не стану. Я злилась и противилась. Вступительный я не сдала, не хватило 3 баллов. Но на Графический дизайн я бы прошла со своим результатом. Как и сделала девочка, которая тоже с нами училась, Лика, она попала на бюджетное отделение. Я пошла на платное в Пространственную среду (я же умнее всех). 

Я благодарю моих родителей, что всегда поощряли мои порывы и оплачивали любое обучение, которое мне хотелось, я точно знаю, это было не так легко, как подросткам обычно кажется.

Уроки первого курса

Поступив на первый курс мы стали делать те самые отмывки, которые мне тогда не казались такими страшными. Но в незнании – бесстрашие. Мы натягивали дома лист ватмана на подрамник, желательно мокрый, и на клей, а не на кнопки, как мы хитрили, хотя за это могли снизить балл. Всё ведь от лени. Я ломала рапидографы чуть ли не каждый день, а потом вообще стала чертить гелиевой ручкой, которая потом просто расплылась при нанесении разбавленной водой туши для создания теней на здании.

Но самым сильным ударом был результат семестрового задания. Необходимо было выбрать здание, архитектурно грамотное, разумеется, чтобы его начертить и создать отмывку по всем правилам, даваемым преподавателем. Все выбирали Русский музей или Михайловский замок, а я выбрала Тадж Махал. Я хотела впечатлить всех. И это получилось. Мне поставили 3, и добавили на словах “за оригинальность”.

Описать тогда мое состояние было трудно, над этой работой мы все трудились не одну неделю, и такая оценка “из вредности” без желания привести технические недочеты и грамотные основания меня раздавила. Я не считаю, что я сделала тогда какой-то умопомрачительный шедевр и меня не оценили. Мне просто преподнесли урок под названием “не выпендривайся”. Это непрофессионально.

Моим любимым предметом была начертательная геометрия на тот момент. Но и тут мой характер сыграл плохую шутку со мной. Завершив свою контрольную семестровую работу, я сидела и скучала на лекции. Тесты я решала всегда быстро, главное, как я уже писала, не начать перепроверять и исправлять то, что совсем не нужно. Ко мне обратилась одногруппница с просьбой помочь с ее вариантом. И я решила ей ее вариант и передала в руки. Преподаватель это увидела. Подозвала меня и одногруппницу к себе и стала проверять наши работы. И каково было мое удивление, когда работа одногруппницы была без ошибок, моя работа! А мой вариант был с ошибкой.

Никогда не забуду слов препода..- “Запомни этот урок навсегда. Лучше бы ты решила для себя эти два варианта и получилась в результате 5-ку, ведь твой вариант был сложнее, и ошибка твоя логична, и я бы ее не посчитала. Но сам факт того, что ты разбазариваешь свои знания направо и налево, подставляя себя – это преступление. Ты запомнишь это, потому что исправить в дипломе оценку я тебе не позволю.”

У меня в дипломе так и стоит единственная тройка – по начертательной геометрии, моему самому любимому предмету с факультета Дизайна пространственной среды. Урок, который я действительно навсегда запомнила.

Это был почти конец семестра, близился Новый год, а я впала в депрессию. Я мало разговаривала, не знала что дальше делать, как быть и просто плыла по течению. Спасла меня та самая Лика, поступившая на Графический дизайн на бюджет. Она привела меня за руку к заведующей кафедрой Горкиной Галине Михайловне и сказала “возьмите ее к нам, я за нее ручаюсь”.

И Галина Михайловна поверила. И взяла.

Меня перевели на факультет Графического дизайна.

Главная истина успешного карьерного роста и принципы

Галина Михайловна вытащила меня буквально тисками из депрессии и полного разочарования в себе. Работой и адекватной критикой. Ведь попала я на факультет прямо посреди завершения первого полугодия, мне пришлось адаптироваться в некоторых предметах, которые на дизайне среды давали немного иначе. Меня предупредили, ведь весь семестр я готовилась к сдаче совсем других экзаменов, но воспряла духом и шла вперед без сомнений. И справилась.

Так завершилась часть моей жизни, когда я из маленькой очень амбициозной девочки стала превращаться в личность, которая принимает решения хоть и единичным порывом эмоций, но все же осознает последствия и тяжесть реализации

Характер у меня достаточно сложный. Я по натуре перфекционист, с принципами. Если что-то не по справедливости, я боролась до последнего, не могла поверить, что добро не побеждает зло. Хотя и со злом я любила поиграть, обойти кого-то хитростью, заведомо выйти вперед всех остальных, понимая, что потеряю друзей и единомышленников. Наверное это эгоизм, но я всегда пользовалась им во благо, во всеобщее благо. Если я шла дальше других, то лишь потому, что верила, что так надо для общего дела. Такова моя задача. Потом поймут. А если не поймут, то и не стоит даже переживать.

Но я также и очень ранимый человек, ведь любой эгоист иногда хочет побыть один от тоски, а не от презрения. Когда тебя понимают единицы, а не все, как тебе хотелось. Когда тебя оценивают совсем не те, на кого ты рассчитываешь. Это сейчас я уже понимаю, что это правильно и органично. Так устроен мир. Нельзя всех равнять под себя. И к этому надо относиться с должным уважением и пониманием. Но речь в этой статье не о том, какая я сейчас, а как я такой стала. Продолжим.

За годы в университете мы пережили многое, когда нам давали президентский проект, например. Тогда президентом был Дмитрий Анатолиевич, его жена вела активную деятельность и создала госзаказ ВУЗам на рекламу против абортов. В создании этого проекта я участвовать отказалась.

Я не против абортов по медицинским показаниям. И сейчас еще больше соглашусь с этой точкой зрения, став мамой. Нет ничего страшного и зазорного избавиться от тяжелоразвивающейся беременности с осложнениями для матери, или, что страшнее, от последствий изнасилования. Девочек и молодых женщин не должны за это гнобить, это не преступление. Преступление – убить человека или умышленно сбить собаку на дороге. И одно и другое – жизнь. Нет никакой разницы. Но если зарождение этой жизни не будет здоровым и повлечет медикаментозные проблемы у роженицы – это ее решение. Оставьте женщин в покое

В принципе, примерно так я и сказала ГМ один-на-один, когда на совете по этому проекту она меня позвала к себе. Она приняла мою точку зрения и разрешила устраниться из этой темы. В то время я занималась ее дополнительным проектом, который она нам поручила. Ничуть не жалею.

Далее была очень поучительная ситуации с той же Ликой (прости, не могу не написать, это меня многому научило). Уж не помню обстоятельств и предыстории почему Лика не успела сделать работу по рисунку, но мы тогда рисовали череп и скелет, кости вообще для меня – страсть. Красивые черты, линии, пропорции, художники меня поймут, у каждого есть любимая натура. Но в общем я нарисовала и своего скелета, и Ликиного. И так как я рисовала ее работу второй, то она получилась лучше. И вот мне отголосок начерталки. Не делай никому ничего просто так. В общем Лика получила за мою работу 5, я – 4, и никто не оспорил и даже не посчитал нужным ничего сказать. Лика это мотивировала тем, что ей из-за четверки не начислят стипендию. Когда я уже пришла к преподавателю – он порекомендовал забить и не переживать. Не так это все важно.

Урока в принципе даже два. Не строй иллюзий насчет людей и полагайся только на себя и не делай подарков, если не готов услышать в ответ тишину

Из ситуации с президентским проектом я поняла очень важную вещь, которую потом оттачивала с каждым годом обучения. Хочешь расти вверх – будь рядом с теми, кто уже там. Я всегда плотно общалась с преподавателями и Галиной Михайловной, чтобы понять чем я могу пригодиться для более важных дел, нежели просто университетская программа. Тут сразу видишь общую картину, что на самом деле важно, что играет роль, к кому прислушиваться, с кем взаимодействовать. Это та самая школа жизни, ради которой мы и ходим в сад, школу, универ и на работу.

Рабочие процессы безусловно важны, но, если ты не понимаешь как устроено всё вокруг тебя, то и не продвинешься никуда. Если тебя вдруг назначили ген директором, хотя ты понимаешь, что не тянешь – задумайся, последствия могут быть очень серьезные, и в дураках может остаться не тот, кто не разглядел, что ты не тянешь. Он наоборот разглядел.

Все в мире меняется, но правила для всех равны

Вот пришли мы в универ, нам сказали, Вы будете специалистами с большой буквы Эс, мы вас научим всему, что знаем, мы гарантируем вам трудоустройство после выпуска. А посредине 4 курса – бац! “Мы вынуждены перейти на новую систему, прямо сейчас! Нам надо собрать согласия с тех, кто заканчивает 4 курс как Бакалавр и уходит, и тех, кто останется на еще два года Магистратуры.”

Мы тогда себя успокаивали, что это новое течение, это прогресс. Но, конечно, это разгильдяйство и бардак. Нашу программу не продумали до конца нашего обучения! Как такое возможно.. И дело не в нашей стране, как многие сейчас подумали. Это везде так. Было. Когда-то давно, когда создавали новые факультеты и направления. Просто в Европе и Штатах дизайн как таковой существует с середины прошлого века. А у нас после Конструктивизма, известного на весь мир, наступило затишье. Люди оттачивали другие навыки, потом просто выживали и в 90-ые снова оттачивали. Правда к дизайну это не имело никакого отношения.

Так что, те, кто любит говорить о том, что нам преподавали по старым учебникам, что мол нам давали программу бабули, которые ничего не понимают в современном дизайне – это глупость. Прежде чем что-то говорить, надо подумать, хотя бы немного. А лучше вообще изучить вопрос. Школа шрифта у нас отличная. Ни единожды на курсах по шрифту в Лондоне мне говорили “ах, какие же Ваши русские молодцы, столько пользы от Ваших соотечественников было, мы все благодарны за их вклады”. Русская на курсе я была одна. И это не передать, гордости нет предела. Конструктивизм – это отдельный стиль в мировой истории дизайна. Наш, советский стиль. И он не утрачен. Просто горе-дизайнеры без образования пихают даму в косынке с громкоговорителем повсеместно, полагая, что это привлечет возрастную аудиторию. А на самом деле – это пошлятина и позор.

Что касается курса архитектуры, она тоже дается по всем нормам. Да, есть множество современных технологий и программ. Но на то Вам и самообразование. Учитесь сами! Вы все можете сами. Вам дают азы! Как у поваров, яйца бывают С0, С1, С2 и тд, вот так нельзя варить одни яйца, а вот так нельзя мешать другие. Но это всё не мешает профессионалам делать по-своему и открывать новые стили. Пусть не всегда успешные, но без падений не бывает подъема. Чтобы правила нарушать, их надо знать.

В вождении автомобиля то же самое, если Вы не пользуетесь зеркалами на автомате – то Вы не умеете водить. Вам это не дано. Если Вы не можете говорить по телефону и ехать адекватно, то Вам нельзя садиться за руль. Ну не Ваше это. Мозг у Вас не способен выполнять эти действия одновременно.

Так же и в дизайне, как минимум в графическом, если Вы не умеете создавать в графических редакторах простецкие шаблонные вещи с помощью горячих клавиш и без концентрации на своих действиях, то Вы – не профессионал. Хотя, как и в любом деле, тут кроме маторики нужен еще и талант. Видеть цвет, пятна, структуру и связи – это талант. Его можно отточить, но нельзя заработать, если его не было изначально.

Готовить могут все, но не все это умеют. Вот Вы умеете распознать микс специй в жидкости на плите, просто принюхавшись? А распознать цвета в градиенте, который видите впервые? А сочетать гармонично два шрифта с разным начертанием? Если нет, то бросьте заниматься тем, что Вам не дано.

Азы. Вот именно этим и занимаются преподаватели в университетах. Дают азы. Их может быть мало, может быть много. Задача каждого ученика – получить эти знания. Есть множество способов. Книги, практика, смотреть за работой профессионалов и мотать на ус. Было бы желание. А сейчас считается, что если есть сертификат онлайн-курсов, да хоть за 2 000 000₽ за месяц, то ты уже профессионал! 

Нет, ребят. Так не работает и никогда не работало. Не имеют такие люди права называться специалистами, профи, дизайнерами ничего вообще. Не оскорбляйте профессионалов. Они не знают ровным счетом ничего, обманывают заказчика. Вам надо прожить весь путь, с самого нуля, чтобы стать профи.

Фотка с защиты диссертаций) Я в нежно-розовом платье)

Еще немного об университетских годах

Также была интересная история с отстранением ГМ от должности ее же коллегами, которых она когда-то подобрала с улицы, воспитала под себя и не углядела “ножа” в их руках. Борьба была простая – за власть и деньги. Ни о каких больших суммах речи нет, только дело принципа. 

Тогда Галина Михайловна (повторюсь, вдруг, уже забылось, Горкина Галина Михайловна, заведующая кафедрой Дизайна рекламы на факультет Графического дизайна в СПбГУТиД) ездила в Канаду, чтобы наладить общение с центром дизайна в Торонто, чтобы наши студенты могли взаимодействовать и, главное, летать туда по обмену. Что же сделали ее коллеги? Написали заяву на имя ректора, что ГМ отсутствует весь семестр, не принимает никаких профессиональных решений и не заботится о студентах. И вообще, взятки не берет! Сработало быстро. Не было ГМ месяц, и когда она вернулась, ей уже указали на дверь. Я тогда готовила магистерский проект и больше думала, как бы восстановить справедливость, чем о дипломе. Потому что в этих подковерных играх уже было понятно, что мы никому не нужны, кроме нее. А делать что-то без заведомой нужды и цели – пустая трата времени.

Ошибкой моей была организация акции протеста, если это так можно назвать) Я распечатала листовки с цитатой из “Смерти поэта” и строки из Библии о предательстве Иуды (их цитировать не буду).

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Михаил Юрьевич Лермонтов

Закончилось все очень просто, ГМ сняли очень быстро накануне нашей защиты магистерских диссертаций. Моего руководителя проекта, Владимира Владимировича Лаптева, на обсуждение моей оценки не пустили, почему – так никто и не сообщил. Хотя мне было сказано, что за вклад, который я сделала для университета, мой красный диплом уже напечатан и ждет меня. (тройка по начертаете осталась в дипломе Бакалавра, как мне казалось тогда, даже на руку). Но увы. На защите мне поставили 4. Диплом перепечатывали. Еще и с орфографическими ошибками. Я восприняла это как последнюю возможность унизить меня за борьбу за справедливость и огласку безнаказанности и свинства. Но я уже простила их всех. Они свое получили, я это знаю, я это видела. Должности им не дали развиться, ведь, получить в руки желаемое – это полдела, а вот что ты будешь делать с этим – вот вопрос.

Обложка диска с диссертацией, по сути это была презентация, причем очень посредственная на мой теперешний взгляд, сейчас бы я серьезно взялась бы за какое-нибудь исследование, если бы было свободное время

Галина Михайловна улетела в Канаду, там прекрасно живет и радуется жизни с родными. Думаю, о той ситуации она хоть и помнит, но совсем не думает. Тянуть с собой обиду сквозь года – вселенская глупость. А Галина Михайловна по праву самый умный и справедливый учитель и наставник, которая научила меня самому важному – лавировать между событиями жизни и находить самый лучший для себя вариант.

Когда ученик считает, что умнее учителя – то либо учителю это интересно и он ставит ученика на место, либо учитель просто идет дальше, не обращая внимания на то, кто что кричит в спину и кто какую пакость сделал. Учитель уже шагнул на другой уровень. А крысы пусть грызутся. Значит и не ученики и были. Это не цитата, это мои твердые убеждения

Замануха на “почитать еще”

Много я раньше читала чужие статьи и поняла, что пора и мне поделиться опытом. Настоящим. Не выдуманным для раскрутки и рекламы. А восстановленным из моей памяти для того, чтобы взращивать в людях тягу к знаниям, самообучению, повышению квалификации и работы ради качества, а не только ради денег.

Дальше можно почитать про стажировку в Канаде, про учебу в Лондоне, про Магистратуру в Милане и многое другое)