Так чем же я занимаюсь?
Графический дизайн, бизнес-дизайн, веб-дизайн, дизайн интерфейсов (UI), UX, а теперь уже CX, все эти направления произрастают из одного целого – Графики. Графика, как таковая, это не только штрихи и стилизация, это техника гравюры, плакатная графика, инфографика, каллиграфия, иллюстрация, шрифты и компьютерная графика в том числе. Это огромный пласт визуальных элементов, техник, стилей и способов реализации.
Я не буду писать об истории графики. Я лишь напишу о том, как я познакомилась со всеми этими видами изобразительного искусства и как их применяю на практике.
Первое высшее образование: Графический дизайн
Про то, как я училась, я уже писала, теперь напишу, чему я училась. В универе нам преподавали не только базовые основы, но и практику шрифтового дизайна, инфографику, рекламную плакатную графику. Это интересно и очень практично для дальнейшей работы.
Шрифтовой дизайн помогает понять основы шрифта в принципе, что такое глифы, лигатура, трекинг, кернинг, кегль и какие бывают начертания шрифта. Какие шрифты как друг с другом сочетаются. Ведь известна прописная истина, что для основного текста некоторые шрифты просто непригодны и заголовки – вот их задача. Равно как и не стоит сочетать шрифты разных пропорций, например, узкие и широкие. Они создают сильную визуальную нагрузку, которая не комфортна человеческому глазу. Также уже очевидно должно быть почти всем, что шрифты для печатных изданий зачастую не подходят для макетирования интерфейсов, особенно потом будет проблема с версткой. Не надо выдумывать. Если Вы так-себе “общаетесь” с шрифтовым миром, то не стоит “лепить на глаз”, почитайте правила.
Инфографика, ух, моя любимая тема, не представляю как без нее жить. Пиктограммки на улицах города – дорожные знаки, указатели в аэропорту и на вокзале, схема метро, например – это инфографика. А в офисе? Графики в годовых отчетах, таблицы, да даже схема эвакуации – тоже сплошная инфографика! Она вокруг нас везде и повсеместно. Ее надо любить и уважать. Нет ничего приятнее упрощения и систематизации информации в мире бесконечных отчетов, презентаций и каталогов.
Учеными давно уже выявлено наиболее приемлемое количество изображений, показанных без перерыва – их 12. Вообще 12 – знаменательное число: первые 12 минут слушатель внимательно воспринимает спикера, первые 12 изображений доступны для долгосрочной памяти и вдумчивого осмысления, первые 12 слов обращают на себя максимум внимания.
Поэтому надо помнить, что продуктивная презентация должна содержать не более 12 слайдов. Но что касается верстки слайдов – информативность не должна перегружать слайд. Вы можете “впихнуть” в презентацию квартальный отчет, но будет ли он донесен до сознания присутствующих на презентации – это вопрос. А точнее, вердикт – нет, не будет!
Человеческий мозг имеет определенный алгоритм функционирования, и дизайнер обязан его знать. Дизайнер обязан видеть, что лучше объединить, что – разъединить, что – укоротить, а что – дополнить.
Это, конечно, позор, что до сих пор многие не считают нужным уделять внимание шрифтам. Выбирают вычурные пошлые вензеля или пытаются подражать всем давно известным брендам и создают жалкую пародию на Кока-Колу. А на самом деле можно добиться нужного сногсшибательного эффекта совсем простыми и очевидными приемами.
Разумеется, кроме знаний и доступа к шрифтам в интернете должен быть вкус. Ну и опыт. Либо Вы уже давно насмотрелись на лобстер и комик санс, либо еще не пережили подростковый период дизайнера…
Резюмирую:
Шрифт создает фактурность бренда, он присутствует абсолютно везде, от визитки до бирки, от малюсенькой подписи конверта до широкоформатного баннера, так что, друзья, смотрите в оба. На сайта же Вы можете использовать фирменный шрифт только в местах явного узнавания брендовых элементов, пара основных кнопок, лого, заголовки Н1, не лепите везде, это безвкусица. Во всем надо знать меру, это и есть признак профессионализма. Плюс для коммерческой стороны вопроса – Ваше время это Ваши деньги, не тратьте его попусту, умейте работать быстро и продуктивно.
Повторюсь, я безумно люблю инфографику, она визуализирует скучные тексты и цифры в нечто понятное, доступное для восприятия практически любого человека. Но надо понимать, что любая инфографика рождается после подробного изучения темы, погружения в сферу. Для создания уникальных иконок приходится насмотреть много схем, чертежей или объектов, выбрать наиболее адекватные и простые по стилизации элементы, которые производят нужный эффект при даже самом поверхностном взгляде.
С плакатной графикой всё просто – визуал, вот что ее делает. Подбери нужный образ и грамотное по структуре и смыслу исполнение – и плакат удался. Как звучало в одном старом треке – “Эффект достигнут”.
Говорить про наработку навыков работы в графических редакторах наверное не стоит. Это ведь само собой разумеющееся дело для дизайнеров-графиков. Мы рисовали в Кореле, Иллюстраторе, Фотошопе, сдавали тесты и экзамены по этим программам. Ничего сверхъестественного. Но, когда работаешь в этом всём более 5 лет, то пальцы уже на автомате помнят сочетания клавиш даже на чужой клавиатуре. А уж про 15 лет и говорить нечего.
Второе высшее образование: Бизнес-дизайн
Звучит это вообще иначе, а именно Master in Business Design, это образование я получала в Милане, Италия. Перед этим я два года учила итальянский, на котором спокойно могу общаться до сих пор. Надо отдать должное Domus Academy, обучение было на английском, но большинство преподавателей и прочих интересных людей намного охотнее общались на своем родном языке, что было мне только на руку.
Нам ставили реальные шоукейсы, мы решали реальные проблемы с бизнесом и производствами у реальных компаний. Работали с Армани-отелем, с ювелирными брендами, с мебельными фабриками, которые поставляли мебель одному нашему известному политическому деятелю, общались с главой отдела развития компании Кока-Кола, с менеджерами по развитию компании Найк (Nike или “найки” как на самом деле они называются, во всем мире их зовут именно так). В общем, интересно это всё было.
Учили нас – как оборачивать компании в брендовую упаковку и давать должное продвижение исходя из реально работающего канала, а не везде “от балды”.
То есть, пришел к нам ювелирный бренд, они хотят с нуля стартануть на какой-то уникальной идей по продажам в офлайн-магазинах (на земле, в шоурумах, НЕ онлайн, то есть). Оценив их ассортимент и просмотрев статистику по покупкам за последние полгода, мы предложили им разбить магазин на сегменты под разные типы женщин, какими их видят мужчины. Потому что в Милане на тот период 75% покупателей ювелирки – были именно мужчины. Стратегия была простая: мужчина выбирает тип своей благоверной по нашим тезисам (например, карьеристка, не хочет семью, приверженец матриархата) и идет в тот отдел, где размещены украшения, подходящие по опросу женской фокус-группы под это описание.
Был еще один кейс, когда пришли владельцы фабрики по производству мебели. Они страдают от нехватки кадров, ведь Икеа заполоняет мир все больше, мало кто выбирает мебель ручной работы. Хотя статистика с ними не согласилась бы. Но все же, мы выявили, что предприятие вынуждено останавливаться на сиесту, чтобы сотрудники могли поехать домой на три часа, пообедать с женой, подремать и только потом вернуться на работу. И я возмутилась, что в России такая ситуация – нонсенс. И каково было мое удивление, когда они дополнили этот факт тем, что работают они только с теми клиентами, которые им приглянулись с точки зрения человеческих качеств. То есть, “мы не будем с Вами работать, потому что Вы мне не нравитесь”. Тут уж помочь мало чем можно, если руководство компании хочет перемен без перемен.. Мы предложили им, конечно, проводить курсы для повышения квалификации новых “сырых” молодых ребят, которые хотят научиться изготавливать мебель вручную, чтобы заполнить нерабочее время и изготавливать больше. Брать на работу сотрудников с английским или немецким языками, ведь рядом с Миланом есть Лугано (Швейцария), где явно присутствует целевая аудитория таких фабрик. Но, видя лица руководства на презентации нашего шоукейса, мы поняли, что работа эта им не интересна.
Но ведь на то это и учеба, мы учились, нашей задачей не было реальное получение прибыли. Мы учились новому на этих проектах. Для себя, для своего будущего, не для универа. В жизни всё немного иначе.
Резюмирую:
При работе исключительно в сфере бизнес-дизайна (читай, обёртке бренда) одно из направлений – это визуализация цифровых данных, тут и пригодились инфографика и стилизация.
Строители, проектировщики, инженеры и представители других производственных профессий не всегда отдают предпочтение креативу, поэтому приходится постараться удовлетворить их желания и потребности по максимуму. Но это ли не развитие в его высшей степени – находить грань между сдержанностью и яркостью, схематичностью и композиционной раздробленностью. Именно так строились первые мосты, небоскребы и самолеты – поиском решения того, что никто пока не решил. Бизнес-дизайн и предназначен для слияния лучших качеств дизайна, таких как стилизация, визуализация и схематизация, и результатов маркетинговых исследований и менеджмента.
Клиент знает статистику продаж своей компании, я знаю как ее изобразить доступно для коллег, заказчиков и конкурентов. Деловые презентации, годовые отчеты и прочая документация могут стать в разы проще и приятнее для чтения моими стараниями. Но этой сферы мне оказалось мало, я переметнулась в веб-пространство.
Саморазвитие 1.0: Веб-дизайн
Веб-дизайн по сути своей это макетирование интерфейсов. Если под личиной веб-дизайна Вам втюхивают креативы для Фейсбука, рекламные баннеры или обложки для Групп в соцсетях – не ведитесь, это обычный графический дизайн, и в большинстве случаев очень низкого качества.
Сейчас проблема стоит остро из-за очень высокого перенасыщения рынка псевдо-специалистами, которые прошли онлайн-курсы, не имея бэкграунда и качают картинки в фотобанках. Некоторые успокаивают себя тем, что покупают эти изображения за лоялти отчисления, но это все равно не делает их специалистами. Просто обманщики уровнем чуть выше, чем первые. Огромное количество клиентов приходит со словами “ох, как я устал от этих специалистов, ничего не могут”, а я еще могу добавить от себя, они еще и просят за это деньги и портят впечатление о моей профессии. Не умеешь – не берись, не позорь других, ставя себя в один ряд с профессионалами.
Хотя надо отдать должное этим псевдо-спецам, раз есть предложение, то есть и спрос, клиент сам виноват, ведь он создал дефицит дешевых создателей сайтов на шаблонах. Каждый подобный клиент после вопроса о стоимости сайта отвечает “ну, я планировал тысяч 50 максимум, мне много-то не надо”, и дальше идет обычный перечень функционала для сайта от 150 000 минимум. И еще больше от клиентов (в том числе и знакомых-клиентов) я слышу “да что там делать-то, я сам могу, но готов за это заплатить”. Таким людям ответ один – иди и делай сам. Ты не ценишь чужой труд. Не уважаешь меня? Я не уважаю тебя. Вопрос закрыт.
Дорогие клиенты, ведь вы на созданном мною сайте собираетесь зарабатывать деньги. Это ведь единственный полноценный канал сбора лидов в сети, с уникальным набором функций (я не работаю на шаблонах, все мои макеты уникальны), с дополнительной разработкой лично для вас, для вашего сегмента, для вашего продукта. Это стоит денег, смиритесь.
Очень узкий круг людей в мире понимает цену этим вещам, и грамотно извлекают из них пользу. Это и есть список успешных людей. Фуфло в красивой обертке продается лучше, чем фуфло без обертки вообще. А если это еще и не фуфло – это успех!
В общем, веб-дизайн это интересно, но куда интереснее создание структурного ресурса, пусть даже это сайт-визитка, но написанный на гибком программном языке, удобный в перестройке (модульность и масштабируемость – решают всё, это та же Икеа доказала нам всем наглядно), удобный в сборке. Но не забывайте о том, что клиент – живой человек, самописные программные вещи – это здорово, но не всегда практично. Писать админку для каждого нового проекта – заведомо гемор и трата времени (читай, денег). Работайте на известных CRM, не мучайте ни себя, ни линейных сотрудников заказчика)
Саморазвитие 2.0: полноценный UI/UX дизайн
Что такое вообще этот пресловутый ЮИкс! Он, конечно, больше актуален для программного обеспечения. Макеты ПО и систем я тоже создаю, но эта разработка сложнее, и требует дополнительную рабочую единицу.
Если в создании сайта нужен создатель макета (и хорошо, чтобы у него были навыки маркетолога, опыт дизайнера-графика и знание современных тенденций в веб-дизайне) и верстальщик (разработчик, он может быть и супер-разрабом со знаниями фронт-ендера, это пригодится, но такого сложнее найти, проще вырастить с годами).
То для разработки ПО нужно три звена: Дизайнер – Фронт-ендер – Бэк-ендер (работающий с серверной частью и бд). В программном обеспечении макет – это визуал, который видит пользователь, Фронтенд это реакция кнопок на нажатия (запросы), а вот бэк выдает результат этих запросов, например, современные соцсети Фейсбук и Вконтакте живой пример успешной работы Диза-Фронта-Бэка. Только багов вылезает огромное количество, особенно когда программа пишется с нуля, когда аналогов нет и не было и это что-то уникальное. Ну, и стоит добавить тех же псевдо-спецов в рядах программистов, их еще больше чем дизайнеров сейчас. Куда не плюнь – все программисты. Именно поэтому ваши приложения виснут, дают сбой, а телевидение постоянно сбрасывает ваш аккаунт. Толпа людей с руками из “одного” места сидит и пишет код, в котором они понимают ровно столько, сколько им дали, а как связать это вместе и просчитать ошибки – так это большая ответственность. Не для этих парней. Но не будем о наболевшем.
В общем, июкс – это очень просто, проживите жизнь юзера, расположите блоки, кнопки, окна и вкладки так, как это нативно (читай, естественно, интуитивно) должно быть. Рука пользователя должна сама тянуться к той кнопке, которая ведет туда, куда ему надо. Это и есть венец UX-дизайна.
К сожалению, в большинстве компаний-разработчиков приложений и ПО в мире дизайнеры знают лишь о UI (дизайне интерфейса), о поведении пользователя они и не думали никогда – “Итак такая работа проделана! Не менять же всё ради этих пользователей, рано или поздно привыкнут”.
Саморазвитие 3.0: CX дизайн
Ну, а теперь самое интересное. CX – customer experience. Название новое, но дело старое, все профессионалы делали его с самого начала верстки качественных сайтов. Сайт это еще не всё. И никогда не было всем. Это как купить самую дорогую в мире одежду человеку, который привык есть на ходу, капая соусом на штаны и не понимающему разницы между хлопком и синтетикой. Ему все равно, и бренду клиента все равно насколько дорогой сайт, если продукт не доработан, рекламные каналы не отфильтрованы, стилистика не приведена в порядок (если она вообще есть), внутренняя работа организации в состоянии упадка. Один сайт не решит всех проблем.
Не, ну, надо понимать, что это цель идеалистов – работать над проектом ради конечного результата. Большинство просто сделают самый дорогой сайт в мире и забудут о клиенте. Но все же дизайн создан украшать мир, приводить его в порядок, несите это бремя с честью, раз уж ступили на эту тропинку. Будьте искренни с клиентом. Деньги, добытые обманом, всегда уходят точно также, все циклично.
Хотите работать на совесть? Умеете видеть слабые стороны компаний, знаете как их сделать сильными сторонами? Я не про аудиторские услуги, а про представительство в интернете и визуальную айдентику. Если так, то CX для вас. Но вам все же понадобятся навыки маркетолога, графика, шрифтовика, сила убеждения, умение презентовать, опыт в разнообразных сферах, типа упаковки, брендирования, копирайтинга, нейминга, ну, и, разумеется, администрирования. Ведь если вы не можете контролировать себя и процессы вокруг себя – то как вы можете организовать порядок у других.